Что запомнилось из выступлений театра «Виноград»

with Комментариев нет

Токарева ОльгаЗа время работы театра «Виноград» нам посчастливилось побывать в разных учреждениях Санкт-Петербурга. Каждое выступление проходило по-своему, несло что-то свое, но особенно запомнились следующие:
1) Психо-неврологический интернат, спектакль «Рождественский Дед»
Пока собирались и ехали, преследовал страх: все-таки люди с отклонениями. Приехали. Страх не пропал: действительно — с отклонениями. Но как только начали играть, все сразу встало на свои места: это просто большие дети. Так открыто и радостно эти люди реагировали на приключения наших героев. Так искренно смеялись и переживали вместе с ними. Пожалуй, за все время выступлений, так на наше представление реагировали еще только в Колпинском спец ПТУ.
2) Колпинское спец ПТУ, спектакль «Рождественский Дед»
Закрытое учреждение. Осужденные дети. Как встретят они нас: везем-то детскую сказку. Воспитатель уверяет, что все будет хорошо, им понравится. Как приехали, нам показали часовню, ребята сами попросили вместе помолиться. Теперь думается, что и вправду все будет в порядке. И вот, занавес открывается… В зале смех. Что такое? Что-то не так? Что-то забыли? Не сразу приходит понимание: эти ребята, может, кукольного спектакля и не видели никогда, у них детская радость: ой, куклы двигаются, разговаривают. Потом стали узнавать в героях себя и своих товарищей, опять смеются.
После спектакля выходим все на сцену, рассказываем о том, как каждый пришел к вере, ребята слушают внимательно, не торопятся уходить. Вообще жалко, что так и не установилось правило разговаривать с залом до или после спектакля, причем лучше, если говорит не один человек, а весь коллектив. В этот выезд это был второй раз, когда такой разговор состоялся. А первый был в Павловской школе-интернате для детей с задержкой развития.
3) Павловская школа-интернат для детей с задержкой развития, спектакль «Звонки бубны за горами».
Добирались долго: сначала были проблемы с погрузкой, потом застряли в пробке, проехали нужную улицу, в общем, опоздали, наверное, на час-полтора. Часть детей (старшеклассники) не дождались — ушли домой.
Пока ехали, обсуждали, чем занять детей, пока будем ставить декорации, планировали разговор с залом, спорили, к общему мнению так и не пришли, а когда вышли на сцену, было ощущение, что текст заранее отрепетирован, так слаженно говорили, дополняя друг друга, можно сказать: «едиными устами».
Перед спектаклем преподаватели нас «успокоили»: «Детки у нас хорошие, только им сложно долго удерживать внимание, они могут шуметь, смеяться, выходить из зала, не переживайте, мы будем за этим следить».
Действительно, зря переживали. Смотрели и слушали внимательно, никто никуда не ходил, глупый смех был вызван только однажды — падением декораций. После спектакля поговорили еще. Потом дети написали совершенно замечательные отзывы, показавшие, что эти дети «с задержкой развития» все понимают и чувствуют отнюдь не хуже взрослых.

Токарева Ольга