Идею проекта подала жизнь

с Комментариев нет

Как можно нагляднее, ярче, понятнее рассказать детям об истории традиционных народных праздников? Или, может быть, не нужно этого делать? Но тогда «праздник» становится безликим, с ним связывается лишь представление о застолье и развлечениях, а соответствующее приподнятое настроение достигается за счет допингов.

Как рассказать детям, например, о таком празднике, отмечаемом на государственном уровне, как День народного единства? Рассказать так, чтобы он затронул их воображение, сердце? Конечно, можно прочитать книгу или показать презентацию, но насколько ярче будет впечатление ребенка, если это будет не просто рассказ, а погружение в событие, сопереживание героям, если это будет… кукольный спектакль?

Именно спектакль «Сказ о древней смуте и явленном чуде» кукольного театра «Виноград», стал для школьников Красносельского района Санкт-Петербурга тем мостиком, который помог приблизить к ним давнюю историю Русской земли. Эту постановку школьники увидели в октябре, накануне праздника «День народного единства». Актеры показали детям с помощью кукол и оживающей книги-летописи, как в смутное время объединился русский народ против иноземных захватчиков.

Самое главное, что старались донести актеры до детей — из-за чего смута поднялась и что помогло ее преодолеть.

Эта кукольная постановка – одна из пяти, входящих в проект «От Рождества до Пасхи. Театральные путешествия к православным истокам», который театр «Виноград» реализует на средства гранта «Православная инициатива». Пять кукольных спектаклей знакомят школьников начальных классов с православными и государственными праздниками России.

О проекте мы побеседовали с его руководителем, режиссером кукольного театра «Виноград» и корреспондентом «РНЛ» Анной Леонидовной Бархатовой.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте, ведь он включает в себя цикл мероприятий?

В проекте задействованы шесть школ Красносельского района. Его поддерживает Отдел образования Красносельского района и Красносельское благочиние. Для учителей важно, чтобы детей не срывали с уроков, поэтому мы приезжаем со спектаклями во внеурочное время и показываем их ученикам всех начальных классов, оставшимся на «продленку». Зрителей собирается полный актовый зал, иногда до 250 человек.

По условиям реализации гранта «Православная инициатива» проект проводится с мая по январь, то есть от Пасхи до Рождества, поэтому первым, в мае, мы показывали спектакль «Пасхальное чудо». Затем была постановка к государственному празднику День семьи, любви и верности — «Предание о Петре и Февронии», которую мы возили в июне по летним школьным лагерям. Третье театральное путешествие с детьми мы совершили в сентябре. Это был спектакль «Чудесные яблочки», который мы приурочили к празднику Яблочный Спас.

Четвертый спектакль «Сказ о древней смуте и явленном чуде» знакомит детей с событиями смутного времени и такими историческими личностями как князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, патриарх Гермоген.

Пятая встреча состоится в декабре и будет посвящена Рождеству Христову. Театр покажет школьникам традиционное вертепное действо «Рождество». Завершится проект мастер-классом «Веселые Святки», на котором дети сами смогут изготовить вертепных кукол, разыграют вертепное представление и поучаствуют в святочных забавах.

Заключительные мастер-класс «Веселые Святки», как и спектакль, будут проведены в каждой из шести школ?

Форма мастер-класса предполагает небольшое количество участников, поэтому для «Веселых Святок» мы ограничили круг детей, выбрав самых активных зрителей, участвующих в конкурсе рисунков. Ведь кроме спектаклей мы проводим интернет-конкурс детских рисунков, которые школьники создают после каждого представления.

Рисунки — важная составляющая проекта, потому что через них мы получаем обратную связь от наших зрителей. Рисуя дома, дети могут делиться впечатлениями с родителями, и таким образом родные тоже включаются в обсуждение тем, затронутых в спектаклях.

Кроме того, мы используем еще один вид обратной связи – экспресс-интервью зрителей. После представления мы делаем короткий видеоролик с отзывами зрителей и показываем их на встречах с родителями и учителями, в том числе, преподавателями основ православной культуры.

Интересно узнать, как зародилась идея проекта, кто инициатор, и что помогло вашему коллективу стать победителем грантового конкурса «Православная инициатива»?

Безусловно, победителями мы стали с Божией помощью. Мы благодарны организаторам конкурса «Православная инициатива» за их подробную, вдумчивую работу с каждым заявителем. Они постоянно совершенствуют процедуру оформления и подачи заявки на грант, делая ее максимально понятной, четкой.

А еще мы очень признательны методисту-консультанту Международного конкурса «Православная инициатива» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталье Викторовне Грохольской за помощь в разработке заявки. Она специалист с огромным опытом в проектной и экспертной деятельности, и ее замечания помогают скорректировать проект, чтобы он стал лаконичен и ясен грантодателям.

Идею проекта подала жизнь. В какой школе ни показывал бы «Виноград» свои спектакли, их всюду встречают на «ура». Большинство наших зрителей (дети и родители) просят о новых встречах. Однако, когда с руководством образовательных учреждений заходит разговор о регулярных выступлениях, о вознаграждении актерского труда, встает проблема «денежных сборов с родителей», которые сейчас расцениваются как «поборы» и «коррупция».

Известно, что несколько лет назад государство усилило борьбу с коррупцией в школах, однако, это полезное начинание весьма затрудняет показ спектаклей таким театрам, как наш. А когда представители администрации школ узнают, что наши постановки связаны с православной тематикой, они предпочитают отказаться от сотрудничества из соображений «как бы чего не вышло». И то, что в этих школах ведется модуль ОПК, ничуть не влияет на решение ответственных лиц.

Когда зародилась мысль наши кукольные спектакли объединить в тематический цикл по православным праздникам и привлечь для их показа средства гранта, то друзья театра — педагоги горячо ее одобрили. Так родилась идея проекта «От Рождества до Пасхи». Оформилась она в совместной работе с благочинным Красносельского округа протоиереем Михаилом Подолеем, при участии начальника Отдела образования Красносельского района Ольги Серафимовны Нестеренковой.

Вы показали уже четыре из пяти спектаклей цикла «От Рождества до Пасхи». Проект «перевалил экватор». У вас появился опыт взаимодействия с администрацией школ. Как на практике проходит реализация проекта, может быть, открылись какие-то «подводные камни», сменились акценты?

Родители и педагоги рады, чтобы дети узнавали о духовных скрепах нашего государства. Тем не менее, администрация школ чрезвычайно осторожна относительно всего, что связано с православием. Это понятно, так как родители, имея возможность заявить свое личное мнение о школе в вышестоящие инстанции, бывают в своих оценках непредсказуемы. К сожалению, часть родителей более расположена к тому, чтобы их чадо узнавало о традициях хэллоуина, нарядившись ведьмой или вурдалаком, чем о традициях православных праздников. Поэтому посещение спектаклей строго добровольное, на основе письменного заявления от каждого родителя — это особо оговаривается администрацией.

Самым большим «подводным камнем» для нашего проекта стала загруженность учителей бумажной волокитой, в которую их погружают чиновники из министреств. Подумать только, для того, чтобы ребенок мог нарисовать свой отзыв на спектакль, надо спрашивать письменное разрешение родителя, ведь любая поделка ребенка объявлена с недавних пор его «интеллектуальной собственностью» и взрослый, стимулирующий творчество ребенка, должен еще подписи собрать, чтобы детский рисунок оказался на выставке.

О том, насколько важно раскрывать детям значение государственных праздников, в основе которых праздники православные, нам стало очевидно уже на примере второго спектакля, «Предание о Петре и Февронии». Дело в том, что «День семьи, любви и верности» почти неизвестен детям. Его дата попадает на летние каникулы, поэтому он оказался за пределами внимания школы, а в семьях, к сожалению, ему почти не уделяют внимания, да и праздник совсем юный, не обогатился многолетней традицией.

В школьных лагерях спектакль о Петре и Февронии смотрели дети со 2 по 8 класс, и надо сказать, именно со старшеклассниками у нас завязывались наиболее содержательные диалоги после выступлений. Дети вдумывались в смысл тех испытаний, через которые прошла любовь Петра и Февронии, размышляли, как поступили бы сами, окажись они в такой же ситуации? И давали серьезные ответы. Кроме того, ребята отвечали на вопросы: небесные покровители семьи — что это означает?, небесные — это как?, где они сейчас?, как они могут оказать покровительство? Это помогало школьникам поразмышлять о земном и небесном, преходящем и вечном.

Дети нарисовали замечательные рисунки после спектакля, а в одной школе рисунок был сделан на асфальте. Это коллективное творчество отряда «Гриффиндор». На рисунке под большой райской яблоней сидят святые Петр и Феврония, рядом парит голубь и сияет куполами церковь. Подпись гласит: «Петру и Февронии от 3-го отряда — спасибо!»

Благодаря гранту «Православная инициатива» мы имеем возможность показывать спектакли о православной традиции России сразу большому количеству обычных школьников, всей параллели начальных классов. В шести петербургских школах это порядка 800 человек. Среди них присутствуют дети разных религиозных взглядов, много мусульман. Но видели бы вы их глаза, когда они после спектакля подбегают к нам, трогают кукол, взахлеб делятся впечатлениями! Ведь мы приближаем историю, делаем понятной традицию, культуру государства, в котором они живут, с одной целью – чтобы они полюбили живую, прекрасную душу своей Родины, нашей России.

Беседовал Алексей Мыселев

Источник