Увидеть Ангела

with Комментариев нет

сцена из спектакля

Трое юношей в арестантских робах помогают нам нести ширмы, чемоданы с куклами, деревянный скелет декораций. Они идут впереди. Бритые затылки ребят выглядят по-детски. Чуть позднее с удовольствием отвечают на вопросы, тщательно выбирая слова. Интереса к спектаклю почти нет – «официальное мероприятие»; им, скорее, хотелось бы просто поболтать с новыми людьми, столь редкими в заключении. И хотя мало кто из них задерживается здесь более одного года, впечатление, что мы давно знакомы. Это наш седьмой сезон выступлений в колонии. Всё вроде бы похоже, даже выражения мальчишеских лиц, но привыкнуть, наверное, невозможно. Здесь другой мир и другой зритель…

Иногда во время спектакля из-за ширмы удаётся понаблюдать за теми, кто приходит в актовый зал, скорее, неохотно, строем, по приказу – и не верится, что это заключённые. Многие выглядят совсем детьми, но есть и ребята постарше, почти мужчины. Увлёкшись происходящим на сцене, они мгновенно теряют напускную уверенность или робость, перестают играть свои собственные тяжёлые роли. Полуоткрытые рты, вытянутые шеи, внимательные блестящие глаза. А ведь, казалось бы, уж точно не до кукол этим юношам в казённых пиджаках…

Артисты театра ВиноградДва спектакля миссионерского кукольного театра «Виноград» из Санкт-Петербурга стали традиционными для Колпинской воспитательной колонии. Это «Звонки бубны за горами» (по мотивам евангельской притчи о блудном сыне) и «Рождественский дед» (по сказке «Морозко»).
«Звонки бубны за горами», конечно, про них. Но и про нас – артистов, случайных гостей, да и про сотрудников колонии. Человек всегда в пути – либо бежит от Отца к страданию и разочарованиям, либо возвращается в Отчий дом за любовью и милосердием. Об этом спектакль. И на какое-то время все в зале становятся беззащитными перед кукольными образами Ангела и отца, тоски и радости, злобы и страсти. И каждый в зрительном зале сопереживает уже не куклам, а себе, себе самому. Это чувство христианского равенства отверженных подростков с теми, кто живёт по ту сторону колючей проволоки, – один из главных смыслов наших выступлений в колонии.

С окончанием спектакля ребята словно просыпаются. Разговаривая с артистами, они ещё легко произносят слова, которым в их теперешней жизни места нет: любовь, милосердие, благодарность, прощение. Но уже немного смущены и постепенно, прямо на наших глазах, возвращаются к настороженности и цинизму. Время спектакля можно сравнить с коротким отпуском этих подростков в полузабытый мир доверия и детской чистоты.

«Рождественский дед» – другие акценты, этот спектакль более волшебный, лёгкий, музыкальный. Необходимо ввести зрителя в праздник Рождества Христова, в чудесную атмосферу предвкушения встречи со Спасителем, а затем рассказать о подарках, которые каждый приносит в своём сердце на эту встречу. Плохие и хорошие поступки пусть по-детски наивно, но твёрдо и наглядно разделены; каждый поступок по достоинству становится булыжником или драгоценным камнем. Простая и понятная мысль о том, что любые наши действия не исчезают бесследно, но преподносятся невинному Младенцу, удивляет ребят в зрительном зале.

Важно напомнить подросткам на языке кукольного театра о существовании чёткой грани между «хорошо» и «плохо», что она, эта грань, незыблема и независима от времени и что с мыслью об этой грани человек должен жить. К сожалению, мир сегодня и сам не имеет твёрдых представлений о добре и зле, а потому, наверное, многие из мальчишек испытывают в заключении не раскаяние, а досаду. И не слышат своих ангелов-хранителей.

Ангелы участвуют во всех спектаклях кукольного театра «Виноград». Однако задачи у них разные. В балаганном действии «Звонки бубны за горами» Ангел песней открывает зрителю красоту Божьего мира и, после испытаний сам оставаясь невидимым для главного героя, любовью обращает сердце несчастного к отчему дому.

А вот в «Рождественском деде» ангелы-хранители говорят со зрителями напрямую, именно они превращают поступки своих маленьких «подшефных» героинь в драгоценности или в самые обычные камни.

Разговор артистов со зрителями после финальной песни – необходимая часть спектакля. И оказывается, что даже те, кто не верит в Бога, убеждены, что ангелы-хранители есть. Как и персонифицированное зло. Совсем короткий, но тяжёлый, а порою мучительный опыт этих ребят открывает им существование рядом с собою каких-то важных сил, любящих и заботливых или свирепых и злых. Артисты театра «Виноград» в своих спектаклях дают этим силам имена.

Уходя, уже у огромных раздвижных ворот, спрашиваем пятнадцатилетнего мальчишку, помогавшего нам с декорациями:

– Понравился спектакль?

– Ангелы здоровски пели. Жаль, не видать ничего.

– Как это?

– А у меня зрение на правом минус два, а на левом – минус два с половиной.

– А очки где?

БС Колп.кол.2014-2– Так окулист раз в год приезжает. В том ноябре я не попал, а в этом был, рецепт выписали. И чего, я с рецептом лучше видеть буду? Мать померла давно, а батя пьёт. Закурить-то не угостите?..

Это наш зритель. Немножечко услышал, чуть-чуть увидел, капельку почувствовал. И слава Богу.

Если пригласят, театр «Виноград» на следующий год снова приедет в Колпинскую воспитательную колонию, как и раньше, с двумя спектаклями.

P.S. Возвращаясь, молча смотрим из окон автобуса, а вдоль Московского проспекта сияет новогодняя иллюминация и реклама модной оптики: Louis Vuitton, Matrix, Dolce & Gabbana.

Владимир БОВКУН