Миссионерство и театр

с Комментариев нет

«Вестник Александро-Невской Лавры». Общегородская церковная газета № 5-6 (83-84) — 2012

Миссионерство и театр – не очень привычное для России понятие. Однако, театр по природе своей – миссионер, все зависит от наполнения и формы театрального представления: какая мысль заложена в постановке, что хотят донести до зрителя актеры и режиссер. Когда и содержание, и средства, и форма спектакля направлены на то, чтобы рассказать зрителям о действии промысла Божьего в судьбах людей, дать возможность пережить вместе с героями спектакля реальность чуда, задуматься о законах Божественной любви и о том, Кто подает нам благодатную помощь в, казалось бы, безнадежных ситуациях – то такой театр по праву можно назвать миссионерским.

Именно таким коллективом является православный миссионерский кукольный театр «Виноград», который несет свое служение уже 7 лет. Мы, его участники, на опыте убедились, что форма кукольного театрального представления отвечает задачам наглядного и запечатлевающего донесения христианских истин до людей разного возраста и разной подготовленности.

Мы назвали наш театр «Виноград», так как виноград – это евангельский символ, а еще – это символ дружбы, любви во Христе, вполне доступный пониманию детей. Между собой мы зовем друг друга «виноградарями» и трудимся на ниве духовно-нравственного просвещения, вкладывая в это время, силы, вдохновение и таланты каждый столько, сколько может, от всей души.
Миссионер – это посланник в среду людей, неведующих истинного Бога. А таких в современном мире очень много. Вот мы и едем с нашими миссионерскими спектаклями в общеобразовательные школы и детские дома, в больницы и санатории, в дома инвалидов и социально-реабилитационные центры, в летние лагеря и сельские клубы, не раз выступали в Колпинской детской колонии, спецПТУ и даже в полку транспортной милиции.
Театр создавался силами учащихся Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсов в 2004 году. Тогда мы и предположить не могли, что вертепное действо, поставленное учащимися первого курса для показа на курсовом детском празднике, станет началом нашего театрального будущего. Наше начинание получило поддержку и благословение протоиерея Александра Зелененко, руководившего тогда епархиальным отделом религиозного образования. Первые случайные выступления коллектива в общеобразовательных школах показали востребованность и доходчивость театральной формы православной миссии. Учителя, встретившие нас в первый год настороженно, в следующем году принимали «с хлебом-солью», делились впечатлениями и заботами.
Для учащихся богословских курсов театральная деятельность оказалась прекрасной возможностью применить свои знания на деле, поделиться радостью Рождества Христова, в доступной и яркой форме рассказать о сути праздника, который в наше время часто превращается в семейные посиделки, с полным отсутствием упоминания о самих событиях Рождества.
Наши спектакли – это не только театрализованное представление, но и обязательная беседа до и после спектакля со зрителями.
«Спасибо не только за спектакль. Особенно ценно то, что после спектакля состоялась беседа с детьми. Для учеников и учителей это было неожиданно. Получился полноценный урок-праздник. Учителя отметили положительный результат от того, что их дети смогли обсудить с артистами увиденное. Введение в урок этапа отклика – релаксации важно для развития памяти и понимания того «что видишь, слышишь, чувствуешь». Это очень полезная методика, и её надо бы практиковать и в больших театрах (в которые ездят наши дети на спектакли). Опыт ваш надо как-то распространять», – отзыв Татьяны Павловны Елисеевой, учителя ГОУСОШ № 593.
Каждый новый год приносит нам новые встречи со зрителями. График выступлений у нас довольно напряженный. Цифры говорят за себя: в 2010 году мы сыграли 45 спектаклей, в 2011 году – 35, а в 2012 году лишь за зиму и начало весны сыграно уже 40 спектаклей.
Представления театра в разное время посмотрели учащиеся 25 общеобразовательных школ, воспитанники 30 детских домов и приютов, пациенты 15 больниц.
Недавно мы подсчитали, что театр «Виноград» дал более 400 выступлений. Число зрителей, посмотревших наши спектакли, превышает 10 000 человек.
Одним из самых ярких впечатлений Рождественского сезона 2012 года оказалось посещение колонии. Перед началом представления к обычной беседе со зрителем подключился только один колонист, правда, мы и на это не рассчитывали. По-быстрому перешли к спектаклю. Поразила тишина в зале, тихонько выглядываем из-за ширмы, что там? Эти взрослые дети, стриженые мальчишки сидят, открыв рот, переживают события Рождества, глаза блестят. После спектакля в беседе участвовало человек 7, даже спели вместе колядку. 12 колонистов написали отзывы. А нас-то предупреждали, что им ничего не надо, они и слушать-то не будут, не то, что отвечать на вопросы!
Подростки – самый сложный зритель. Когда нас пригласили сыграть вертепное действо «Царь Ирод» для семиклассников, то мы обрадовались, но и насторожились. Мамочка, которая нас пригласила, рассказывала «страсти» о современных учениках. Всё думали, как разговаривать, что сказать, как себя вести. Оказалось, хоть они и взрослые, и современные, но, все равно, — дети. Смотрели и слушали заворожённо, после спектакля активно вступили в беседу, подаренные пряники-козули тут же запихали в рот, как маленькие.
Но вот Рождество закончилось. Настало время других спектаклей и бесед. Самый часто играемый нами спектакль в пасхальной период – «Чудесные яблочки или Сад души» – это сказочное музыкальное путешествие в таинственный сад души. С ним мы как-то побывали в школе №370 для детей с девиантным поведением. Играли два раза. Первый раз зрителями были малыши-третьеклашки, а второй раз – уже солидные, «по-взрослому» развязные шестиклассники. Малыши смотрели и сочувствовали героям сказки с такой силой, как это могут самые открытые, чистые и душевно-щедрые дети. Потом они разошлись по классам, уступив место старшим товарищам.
Как оказалось впоследствии, кабинет одного из третьих классов находился напротив рекреации, где шло второе представление. Детям и учительнице так понравился спектакль, что вместо того, чтобы заниматься уроками, этот класс, приоткрыв дверь в рекреацию, слушал нашу сказку повторно и «мотал на ус» урок добра. А демонстративно-«взрослые» ученики 6 класса после беседы на тему ответственности смотрели «Чудесные яблочки» во все глаза уже не как сказку-выдумку, а как притчу-быль.
«Души детей раскрывались и обретали святые смыслы Божьих законов жизни. После спектакля дети сами говорили нам, учителям: «Очень понравилось», «А какой у меня сад души?», «Хочу, чтобы моя душа была всегда красивой», «Хочу, чтобы в моей душе рос сад». Запомнились детям слова: «смирение, да терпение, да помощь ближнему». Они как раз в таком возрасте, когда хотят понимать, как надо делать, как надо поступать, о чем лучше думать и размышлять», — отзывы детей и педагогов после просмотра сказки.
Пока в нашем репертуаре 6 спектаклей, помимо вертепа «Царь Ирод» и «Чудесных яблочек» еще «Рождественский Дед» по мотивам сказки «Морозко», с рассказом о житии святителя Николая угодника; «Звонки бубны за горами» — балаганное действие по мотивам евангельской притчи о блудном сыне; «Мироносицы» — спектакль по легенде о первом красном яичке. В конце прошлого года родился новый спектакль «Сказ о древней смуте и явленном Чуде», повествующий о событиях 1612 года и о роли Казанской иконы Божией Матери в освобождении русского государства от польских захватчиков.
Основа миссионерской деятельности театра «Виноград» – движение души и глубоко воспринятая каждым из участников притча о талантах, поэтому мы показываем спектакли на благотворительной основе. Если у кого-то из вас возникло желание пригласить театр в гости – звоните участникам коллектива:

Бархатова Анна,Токарева Ольга

Газета «Городок»

Газета «Свеча»

Журнал «Вода живая»

Газета «Спасо-Парголовский Листок»