Приглашаем на «Вертеп» в Этнографический музей

с Комментариев нет

Вертепное представлениеКукольный театр «Виноград» приглашает на вертепный спектакль «Рождество», который будет сыгран 7 января в 16 часов и 8 января в 12 часов в Российском этнографическом музее. Представление состоится в рамках ХIV Санкт-Петербургского собрания вертепных театров «Рождественская мистерия».

«Вертеп» по-старославянски – «пещера», а еще так называется домик-сцена, где разыгрывается короткое кукольное представление с рождественским сюжетом. Кукольный вертеп — это не просто двухъярусный ящик, это маленькая модель мироздания: верхний этаж символизирует мир горний, а нижний этаж – дольний.

В вертепном спектакле сцена Рождества Христова предстает во всей своей красоте и таинственном очаровании, ведь она приоткрывает зрителям смыслы евангельской истории. Вертеп играется на Руси с 17 века и так полюбился народу, что и до ныне привлекает сердца как маленьких, так и взрослых зрителей.

Наш спектакль сочетает бережно воссозданные традиции вертепного действа, духовные канты и колядки с элементами теневого театра. Представьте: над маковкой вертепного домика тихо проплывает сияющая Вифлеемская звезда. Кукольный ангел подлетает к ней, зажигает от звезды свечку в своей руке, звонит в колокольчик, и под нежные звуки ангельского пения начинается рождественская мистерия…

Вертеп западноевропейский – это, прежде всего, вертеп статичный. Однако с развитием техники начали изготавливаться подвижные, механические вертепы.

Возможно, именно так появился тот вертеп, который больше всего известен в России с XVII в. Ведь своеобразие и каноничность нашего вертепного спектакля состоит именно в том, как движутся куклы: нет другого театра, в котором они водились бы по щелям в полу. Щели наводят на мысль, что по ним должны были двигаться фигуры на приводах.

Со временем, когда механизированные «Рождественские ясли» перебрались в славянские страны, европейские механизмы не выдерживали морозов, ломались, и кукол пришлось водить руками. Возможно, что именно так более 300 лет назад родилась народная драма «Царь Ирод», получившая распространение на огромных пространствах от Украины до Сибири. Играли вертеп на святках от Рождества до Крещения, а в некоторых местностях до Сретения и даже до Великого поста.

Традиционный вертеп предполагает предельную скупость движения персонажей, отсутствие мимики и жеста. Вертепные фигурки остаются иллюстрацией к духовному содержанию текстов, а тексты в свою очередь в народной традиции представляют отстраненно. Да и вертепные куклы практически ничего «не умеют», они, подобно кораблям, проплывают по сцене под пение или устный текст исполнителя.

Обращаются куклы не друг к другу, а в зал, и зритель, таким образом, вовлекается в действие, становится его участником, проникается живой сопричастностью происходящему.