«Живая сказка притягивает…»

с Комментариев нет

Интересные факты о нашем проекте «Сказка учит, сказка лечит» в интервью А.Бархатовой «Русской народной линии».

Проект осуществлялся при поддержке Фонда президентских грантов.

Сказка – это всегда чудо и тайна, которую хочется открыть, разгадать. Живая сказка притягивает и детей, и взрослых. Да-да, ведь «взрослые» сериалы и фильмы – это те же сказки, только для выросших детей.

В народе давно подмечено, что «сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить», тем более, если сказка разыгрывается сейчас для тебя и ты можешь принимать в ней участие! Мысль соединить в одном проекте приемы кукольного театра и сказкотерапии зрела у нас, актеров кукольного театра «Виноград», давно, и оформилась в проект «Сказка учит — сказка лечит», который стал победителем конкурса Фонда президентских грантов.

Проект был адресован маленьким пациентам петербургских больниц. Можно представить, какую пользу он мог бы принести ребятам, испытывающим больничный стресс. Но тогда создалась ситуация с коронавирусом: только мы приступили к работе, а доступ в больницы оказался закрыт.

Но, как говорится, «не было бы счастья…». Мы нашли новый действенный формат, обратившись к организациям, помогающим детям с особенными возможностями здоровья (ОВЗ) и многодетным семьям. За 2021 год в проекте приняли участие 8 организаций, среди которых центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, фонды помощи многодетным семьям, школа-интернат для детей с ОВЗ и библиотеки.

В чём же он заключается? Он помогает детям с особенными возможностями здоровья, детям, находящимся в сложной жизненной ситуации и их родителям открыть в самих себе, в глубине своей личности, источник жизненной силы. Достигается это при помощи арт-терапии и сказкотерапии. Мы совместили показы кукольных спектаклей с определенными сказкотерапевтическими методиками.

Спектакли в проекте интерактивные, но применяем мы этот «инструмент» осторожно, потому что наша аудитория — это дети с нарушениями здоровья. Просмотр спектакля глубоко задействует все сферы чувств такого ребенка, и может случиться эмоциональная перегрузка.

При помощи сказкотерапии мы стараемся развернуть спектакли так, чтобы показанные ситуации можно было бы перенести на житейские проблемы, с которыми сталкиваются зрители. Дети и родители смотрят кукольные постановки, затем мы беседуем с ними о том, что они только что увидели, и предлагаем сделать рисунок.

Проект предусматривает шесть встреч в каждой организации. Открылся он спектаклем «Маша и медведь. Плетёная сказка о дружбе и ласке», после которого мы обсуждали тему одиночества и дружбы. В нашем варианте Маша подружилась с медведем, и мы выясняли, как ей это удалось?

Мне памятен первый спектакль в отделении психолого-педагогической помощи «Родничок». Коллектив центра встретил нас настороженно. Педагоги переживали за детей со значительной степенью аутизма. Попросили, чтобы у нас на выступлении «всё было максимально спокойно, тихо и предельно неконтактно». Но ведь у нас театр, и задача проекта через эмоции пробудить сопереживание зрителей.

Однако, никто из зрителей не напугался, не убежал. Педагоги центра отметили это. Нам рассказали, что один из маленьких зрителей предыдущий праздник провёл в коридоре, боялся зайти в зал, где была ёлка и дети. На первом спектакле нашего проекта его усадили на стульчик, он не вступал в контакт с другими детьми, сидел рядом с мамой, но смотрел.

А на втором спектакле этот мальчик вышел на сцену! Он сам к нам приблизился и поучаствовал в представлении — подержал куклу. Это было событие для всего коллектива педагогов. А для нас – пример эффективности комплексного сказкотерапевтического подхода. Театр и сказка обладают таким исцеляющим эффектом, который раскрывает источник внутренних, психических сил человека и помогает сделать шаг к людям, шаг к исцелению.

Мы стараемся привлечь к проекту в качестве волонтеров заинтересованных студентов. Нам помогает сотрудница колледжа РХГА (подразделение Русской христианской гуманитарной академии), педагог Ирина Геннадьевна Самойленко. Она удивительный человек, горящая добротой и желанием помогать. В колледже она преподаёт, в том числе, сказкотерапию. Её студенты, «вчерашние школьники», открывают для себя то, с чем были знакомы теоретически — живых детей. Студенты наблюдают за реакцией зрителей во время спектакля, задают им вопросы, подготовленные психологом проекта, а потом общаются с детьми и помогают сделать рисунки.

Кроме детей, спектакли смотрят родители и педагоги. На одном из спектаклей «Чудесные яблочки» присутствовала семья: папа, мама и двое детей. Папа захотел с нами поделиться впечатлениями. Он сказал, что на представлении беспокоился, не устанет ли младшая дочка, совсем малышка, ведь ему самому хотелось досмотреть до конца. Он уточнил: «Я понимал, что кончится всё хорошо, но уж очень хотелось узнать, как именно хорошо!»

Много благодарных отзывов мы выслушали от педагогических коллективов наших партнеров по проекту. Взрослым зрителям нравится особая стилистика наших спектаклей. Они говорят: «Как здорово, что ваши куклы такие простые и тёплые!» Люди настолько соскучились по настоящей простой теплоте в нашем современном пластмассово- монструозном мире, что очень радуются, когда видят кукол с добрыми лицами, сделанных в традиционной манере.

Во всех шести спектаклях проекта звучат песни: старинные русские, современные авторские, колядки. Мы поем их вживую, и зрители благодарят нас. Живой мелодичной песни русской сейчас так мало, а когда такую музыку слышат дети, они теплеют сердцем, отогреваются на родном материале.

В комплекс мероприятий нашего проекта включены встречи для родителей «Сказка моей семьи», которые разработаны психологом проекта Ольгой Васильевной Калашниковой. Рисуя «Царство-государство семьи», взрослые на практике узнают, как сказка может помочь найти ресурсы в душе человека. Как можно с помощью нескольких приёмов преобразить свою сказку, как это отражается на реальной жизни.

С какой радостью, верой и надеждой родители рисовали карту своего семейного царства! Они вносили в неё чудесные превращения. Какой надеждой зажигались их глаза, как они благодарили за знакомство со сказкотерапией!

По итогам проекта «Сказка учит, сказка лечит» мы создали методическое пособие, которое поможет родителям и студентам применять комплексный подход в сказкотерапии на практике.

За время реализации проекта «Сказка учит, сказка лечит» с апреля 2021 года по декабрь 2021 года Кукольный театр «Виноград» показал 46 спектаклей на 7 площадках Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Спектакли посмотрели более 1400 детей и 300 взрослых. Было проведено 47 арт-терапевтических занятий с детьми, 6 сказкотерапевтических занятий с родителями, 20 студентов Колледжа РХГА проходили волонтерскую практику во встречах с детьми.

Анна Леонидовна Бархатова, руководитель кукольного театра «Виноград» и проекта «Сказка учит — сказка лечит»

Источник https://ruskline.ru/news_rl/2021/12/31/teatr_i_skazka_pomogayut_sdelat_shag_k_isceleniyu